С наступлением весны в Грузии открывается сезон свежей земляники, которая в большом разнообразии представлена на рынках. Наряду с импортными ягодами на прилавках присутствуют и местные сорта, выращенные в тепличных хозяйствах и открытом грунте. Ягоды отличаются по размерам, вкусовым качествам, стоимости, и у каждой категории товара есть свой покупатель. Аналитики попытались проанализировать потребительский спрос на землянику от разных производителей, чтобы развивать приоритетные направления.
Разнообразие ассортимента земляники
Сезон местной земляники в Грузии начинается в марте, и сначала на рынок поступают сорта из пленочных теплиц. Чуть позже наступает пора урожая с открытого грунта. Основным поставщиком земляники является плодородный регион Кахетия в восточной Грузии. Это ягода небольшого размера, очень нежная, не предназначена для длительной транспортировки, но за это ее и любят. Есть распространенное мнение, что маленькие ягодки экологически безопасны, т. к. выращены без дополнительных стимуляторов и прикормов. К тому же цена на нее невысокая, всего 5-7 лари за килограмм (примерно 1,5…2 доллара), поэтому доступна населению со скромным доходом.
Закупочная цена кахетинской земляники тоже небольшая, всего 3 лари, т.к. она низкого качества и выращена без дополнительных затрат, практически в естественных условиях. Основной статьей расходов можно считать лишь оплату труда наемных рабочих, которые привлекаются для сбора урожая. Поставщики кахетинских ягод отмечают, что в этом году спрос на землянику снизился и продать ее гораздо труднее.
В следующем ценовом сегменте представлена земляника европейских сортов, выращенная в открытом грунте. Она более крупная и устойчивая к транспортировке. Соответственно, стоимость такой ягоды гораздо выше (порядка 10…12 лари) и доступна более состоятельным гражданам.
Эти сорта земляники составляют серьезную конкуренцию мелкой кахетинской ягоде, т.к. она продается в основном на рынках, супермаркеты такую продукцию не берут. По словам поставщиков из Кахетии, крупные торговые точки и магазины предпочитают отборную ягоду, упакованную в небольшую индивидуальную упаковку. Сортировку ягод по калибру нужно производить во время сбора и доставлять в супермаркеты уже в контейнерах.
К категории премиальной продукции относятся сорта земляники, выращенной в теплице. Одним из производителей такой ягоды является компания Q.N.G Hospitality, которая производит землянику сорта San Andreas. Их продукция пользуется стабильным спросом у потребителей, несмотря на довольно высокую цену – 15 лари. Продукцию компании можно приобрести не только в магазинах, но и заказать онлайн. Условия в теплицах позволяют выращивать продукт круглогодично, поэтому руководство компании планирует наращивать производственные мощности. В дальнейших планах выйти на международный рынок и наладить экспорт в страны Персидского залива.