Перейти к основному содержанию

Заявления украинских поставщиков о рекордно низких ценах на голубику оказались дезинформацией

Заявления украинских поставщиков о рекордно низких ценах на голубику оказались дезинформацией

Заявления о спаде цен поступали как от самих производителей, так и от других участников рынка. При этом для сравнения предоставлялись цифры 2020 года, который уже был назван аномальным для рынка голубики из-за снижения производственных мощностей. Целесообразнее проводить аналогию с 2019 годом, но тогда ситуация кардинально меняется, так как позапрошлый сезон был еще более кризисный, чем текущий.


Статистические данные


В качестве сравнения выбраны цены на качественную свежую ягоду высшего сорта с учетом сдвига начала сбора урожая на 2 недели в сравнении с 2019 годом:



  • Июль. Средняя стоимость ягоды в 2019 г. колебалась на отметке $4,3 за кг, что на $1,8 или 7% ниже текущего сезона.

  • За сезон. Средняя закупочная цена 2019 г. составила $5,3/кг, что по текущему курсу равносильно нынешнему ценнику (в гривнах выручка выигрывает на 5%).


В сфере производства сырьевой голубики дела обстоят более трагично. К производителям, работающим с посредниками, относятся хозяйства, чьи объемы недостаточны для отгрузки в сетевые магазины, но при этом избыточны для реализации напрямую.


При сопоставлении стоимости разных годов также должны учитываться реализуемые объемы. Так, в 2019 году на экспорт было отправлено рекордное количество ягод, а вот в 2020 году объемы продаж упали, в текущем же году вновь наблюдается подъем. Такое положение дел можно сравнить с проблемами садоводов Польши.


Причины отсутствия обвала цен


Проводя аналогию с 2019 годом, можно выделить разительные отличия в условиях реализации голубики:



  • наличие достаточных площадей плодохранилищ – позволяет сохранить качественный товар в момент падения цен, а также накапливать объемы для единоразовой отгрузки;

  • развитие сектора переработки ягоды – спасением от обвала цен является и налаживание процесса заморозки ягоды, в том числе с возможностью ее дальнейшего экспортирования в Китай;

  • приобщение новых иностранных партнеров – благодаря рабочим встречам удалось настроить сотрудничество с Ближним Востоком, Юго-Восточной Азией и даже со странами Евросоюза.


В качестве итога можно сказать, что качественная ягода пользуется, и будет пользоваться стабильным спросом. Главное – это организовать своевременный сбор урожая и доставку до конечного потребителя.