Перейти к основному содержанию

ВОЗМОЖНОСТИ ЭКСПОРТА УКРАИНСКОЙ ГОЛУБИКИ НА КИТАЙСКИЙ РЫНОК ВЕСЬМА СОМНИТЕЛЬНЫ.

ВОЗМОЖНОСТИ ЭКСПОРТА УКРАИНСКОЙ ГОЛУБИКИ НА КИТАЙСКИЙ РЫНОК ВЕСЬМА СОМНИТЕЛЬНЫ.

Голубика – ягодная культура ставшая за последние годы очень популярной во всем мире и конкуренция на рынках становится все серьезнее. По мнению Тараса Баштанника (президент Украинской плодоовощной ассоциации) у Украины гигантский потенциал для обеспечения китайского спроса на эту ягоду, но при этом недостаточные мощности для ее воспроизводства.

«Сегодня мы не можем напрямую поставлять в Китай свежую голубику, этому предшествуют два фактора: отсутствие объемов и внутренняя цена в Украине на эту ягоду. Сейчас в Поднебесную можно поставлять голубику реэкспортом через Гонконг, но самое главное при этом — выйти на системные объемы, системных игроков, и очень внимательно проработать логистику, ведь в разрезе свежей ягоды финансово нецелесообразно поставлять небольшие объемы авиатранспортом»

Также среди проблем отмеченных Тарасом Баштанником  было отсутствие у украинских производителей достаточных мощностей по хранению и заморозке ягоды, что обусловлено реалиями внутреннего рынка.

«Учитывая то, что спрос даже на локальном украинском рынке на свежую голубику растет быстрее, чем предложение, то конечно, ближайший минимум год, внутренние цены на голубику в Украине будут настолько высоки, что они не только не позволят ее морозить (так как это не имеет никакого экономического смысла), но и в целом, пожалуй экспорта ягоды в страны Европы, не будет».

Отдельно экспертом была озвучена ситуация с разницей на цену свежей голубики на Украине и в Польше. В соседней стране цена готовой продукции ниже на почти 25%.
Что касается перспектив экспорта в Китай, то Тарас Баштанник заявил следующее.

 «Когда в Украине станут большими объемы , то Китай, по моему мнению — одно из самых перспективных направлений. Мы будем в следующем сезоне изучать этот вопрос с точки зрения поставки ягоды железной дороге. Авиатранспорт — это быстро, но дорого, море вообще не вариант, потому что не доплывет, а вот как раз разумная альтернатива с точки зрения «скорость-цена» — это железная дорога. И если этот канал будет рабочим, это станет настоящим прорывом. Потому что это в среднем будет в 5 раз дешевле авиа, а по времени совсем не критично для голубики (10-12 дней срок хранения). Конечно другие ягоды (малина, земляника, ежевика) — здесь только авиатранспорт без вариантов. Однако высокая стоимость этих ягод в Юго-Восточной Азии позволяет поставлять авиа и делает авиалогистику финансово целесообразной».

Нужно понимать и то, что в Юго-Восточной Азии существует своя специфика по части продвижения товаров, а в частности есть определенные требования к упаковке. Она должна быть очень яркой (иногда даже кричащей), привлекающей как можно больше внимания. Так же очень много внимания уделяется тому какого размера ягода и как она расфасована.