Одна из наиболее популярных ягод во всем мире – голубика. Ежегодно мировой экспорт этой культуры растет – прирост составляет около 14%. Украина постоянно увеличивает площади плантаций голубики, но она попала в тройку лидеров по падению экспорта этих ягод – среднегодовые темпы сокращения объема составляет около 16% в год.
Почему так происходит с украинской голубикой на фоне возросшего спроса? На прошедшей в Киеве конференции FTrade Berry Club 2021 экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) – Андрей Ярмак, объяснил, в чем дело. Прежде всего, по мнению спикера, это большая конкуренция. Выращиванием голубики в промышленных масштабах занимаются многие страны. Особенно хорошие перспективы у государств, где имеются идеальные условия для ее производства. Выращиванию голубики уделяют значительное внимание в Узбекистане и других странах Центральной Азии. Для Субсахарской Африки – это перспективный бизнес, так как поставки ягоды в страны Азии и Ближнего Востока обходятся недорого, благодаря короткой морской логистике, а также дешевой рабочей силе и благоприятным климатическим условиям (есть возможность получать урожай круглый год).
Увеличение спроса на голубику порождает заинтересованность у бизнеса в производстве ягоды с использованием современных технологий. Речь идет о выращивании ягоды в закрытом грунте (в тепличных условиях) и вблизи потенциальных рынков сбыта. Тем самым снижается расстояние транспортировки. Тепличные посадки имеют много плюсов, в том числе сокращаются затраты на обработку растений от болезней и вредителей. По мнению Андрея Ярмака, у тепличного производства голубики очень большие перспективы.
В мире существует несколько стран-лидеров по выращиванию голубики. Если взять Перу и сравнить показатели экспорта, то эта латиноамериканская страна ежегодно продает 35 тыс. тонн голубики, а Украина в лучший сезон экспортировала всего 2 тыс. тонн. Многие страны, которые пока не входят в список лидеров по производству голубики, стремительно набирают обороты: Румыния, Сербия, Грузия, Зимбабве. Что же касается Украины, то тут нет особых преимуществ перед другими производителями, к тому же климат страны далеко не идеален для выращивания ягоды в открытом грунте. Также при производстве этой культуры страна использует импортные технологии, здесь же и нехватка рабочей силы. Выходит, что себестоимость голубики для Украины высокая. Добавим к этим негативным моментам еще и не очень хороший инвестиционный климат в стране.
Иногда спасает спрос на внутреннем рынке, хотя и с этим имеются проблемы – местные покупатели небогаты. Еще одной проблемой голубичного бизнеса в Украине является отсутствие кооперации производителей – все хозяйства небольшие. Чтобы иметь влияние на мировом рынке, производителям следует объединиться и работать сообща.
Спикер отметил, что падение цен на голубику неизбежно во всем мире. Когда появится много производителей, то ягода станет более доступной. В этом случае появятся проекты, где все процессы будут проходить автоматизировано: посадка, обработка, уборка, доработка и сортировка.
Местным производителям следует пересмотреть подход к ведению бизнеса: наладить логистические цепочки, развивать производства в южных регионах Украины и вблизи портов. В южных регионах продавать ягоду на выгодных условиях можно и на месте, так как в летний период здесь много приезжих и отдыхающих.
Что касается экспорта, то, по мнению Ярмака, лучшим рынком сбыта для Украины являются страны северной Европы.