На территории Грузии в 2016 году была основано ООО GeoFresh. Основателями выступили два бизнесмена из Израиля. На 2021 год в активах компании значатся 13 га плантаций на востоке страны (регион Кахети), засаженных спаржей, и 7 га, занятых под голубику (на западе — регион Самегрело). По прогнозам аналитиков GeoFresh, в текущем году ожидаются высокие урожаи продукции. Повышение объемов предполагается по обоим направлениям, планируется собрать 20-25 тонн спаржи и около 70 тонн голубики. К тому же в планах компании расширение экспорта, с появлением новых каналов – стран Персидского залива.
Выбор направления
По словам Саломэ Квелиашвили – представителя компании GeoFresh, выращивание спаржи и голубики являются перспективными направлениями. К тому же в Грузии созданы оптимальные условия для возделывания этих культур. Качество продукции компания подтверждает, ориентируясь на европейские стандарты. Так, в 2017 году на ягоды голубики был получен сертификат GlobalG.A.P., требующий регулярного обновления. В текущем году силами израильских специалистов его планируется расширить и на спаржу.
1. Голубика
При выборе участка под закладку кустов голубики были рассмотрены несколько вариантов земель в разных частях страны, в том числе на побережье Черного моря. В итоге, в Зугдидском районе (вблизи Самегрело) была найдена небольшая плантация, засаженная плодоносящей голубикой. После тщательного почвенного анализа, а также качества самих ягод, было принято решение модернизировать участок. Таким образом, удалось получить высокие показатели урожайности, увеличивающиеся с каждым годом. Так, первый год принес 30 тонн, а в 2020 году удалось собрать 50 тонн. В 2021 году прогнозируется получить не менее 60 тонн ягод.
Акцент сделан на крупноплодные сорта, такие как BlueGold, Legacy, а также Duke, со сбором урожая в первые летние месяцы. Регулярно проводится обновление саженцев. Для поддержания высокого качества собранной продукции на территории участка был возведен комплекс с холодильным оборудованием. Так, для предварительного охлаждения задействуется малая холодильная камера с последующим перенаправлением на хранение при t 0…2°C в большой холодильник. Там же проходит процедура фасовки и упаковки в пакеты по 125 г, 220 г, а также 500 г. В 2021 году начаты работы по обновлению систем охлаждения ягод и их сохранения.
2. Спаржа
Выращивание спаржи было запущено на год позже. Для этого был арендован участок в 90 га на территории Удабно, расположенном в Сагареджойском районе. Соседство плантации составил Adjara Group, являющийся крупнейшим в стране садом, засаженным миндальными деревьями. Первые тестовые высадки производились при помощи посадочного материала из Испании на территории 6 га. После их дополнили саженцы из Америки на участке в 7 га. Сложности вызвали поиски специалистов, из-за чего приходилось проводить различные эксперименты с подбором земли и уходом за растениями. В итоге удалось за первый сезон собрать порядка 8 тонн, с последующим увеличением объемов до 12 тонн. В 2021 году этот показатель планируется увеличить до 25 тонн.
Сопутствующие производственные процессы проходят посредством арендованных мощностей. Сбор урожая обычно выпадает на середину весны и продолжается до июня. Поставки спаржи осуществляются в связках по 500 грамм специальными резинками, с последующим упаковыванием и укладкой в ящики.
Экспортное направление
Производство компании GeoFresh главным образом ориентировано на внешние рынки. Так, в прошлом году было экспортировано 70% голубики, а также порядка 60% спаржи. Основным импортером выступает Россия, а частности сеть супермаркетов Metro и дистрибьюторская сеть Mevafresh. Внутренние поставки также ориентированы на опт. В 2020 году некоторые сложности были связаны с началом пандемии. В итоге стоимость отгрузки спаржи оказалась ниже запланированной, зато голубики – выше. Тем не менее, результаты прошлого сезона считаются удовлетворительными.
Планы компании
По заверению Саломэ Квелиашвили, в текущем сезоне ожидаются высокие показатели урожайности. К тому же уже заключены взаимовыгодные соглашения по сбыту продукции, как на внутренний, так и на внешний рынок. Компания активно работает на расширение своего влияние в регионе и за его пределами. Так, уже в 2021 году планируется выйти на поставки в страны Персидского залива, с представителями которых уже проходят переговоры. В скором будущем планируется экспортировать первую партию в Израиль, где уже намечено несколько покупателей.
Сложности возникли из-за отсутствия практики подобных торговых отношений. В связи с чем, вопрос отгрузки голубики и спаржи рассматривается на высоком, государственном уровне – структурой по безопасности продовольствия между двумя странами. Кроме планов на расширение рынков сбыта, планируется продолжить освоение плантации в 90 га в Удабно. GeoFresh рассматривает варианты высадки на территории других с/х культур, как следствие, активно происходит обследование почвы и климата.
Сотрудничество с ЕС
Компания GeoFresh не рассматривает в обозримом будущем выход на рынок ЕС. Это связано с высокими требованиями, которые она предъявляет к качеству и свежести продукции. Выход на европейский рынок связан с логистическими трудностями, так как грузоперевозки по суше занимают слишком много времени, а по воздуху стоят очень дорого. Хотя при появлении достойных предложений компания не отрицает возможность экспорта в ЕС. На данный момент активно по суше отгружается продукция в Россию и Украину. А вот в страны Персидского залива, а также в Израиль, голубика и спаржа будут доставляться исключительно самолетами.
Расширение географического обхвата экспортных отгрузок является основной задачей компании GeoFresh. А для поддержания высокого качества продукции в ее производство регулярно привносятся новые технические достижения.