Перейти к основному содержанию

Снижение экспорта персиков в разгар сезона

Снижение экспорта персиков в разгар сезона

Начало июня – это время традиционного сбора персиков в Узбекистане, второго по значимости для экономики республики фрукта после столового винограда. В это время начинается пора активного экспорта персиков, но только не в этом году. По данным экспертов, в разгар сезона наблюдается слабая динамика отгрузок фруктов на внешний рынок. Предстоит выяснить, с чем это связано.


Почему в Узбекистане подорожали персики?


Хотя климат Узбекистана и благоприятствует росту экзотических фруктов, тем не менее, погода и здесь иногда преподносит сюрпризы. Зимой и в начале весны в Ферганскую долину и Хорезмскую область, где сосредоточено основное производство фрукта, пришло похолодание, а центральные и южные районы страны пережили заморозки. Часть урожая персиков и других фруктов погибло, а в конце марта общий ущерб был оценен в среднем на 60%.


Низкая урожайность спровоцировала повышение цены на персики, что непременно сказалось на объемах экспортных поставок. Средняя цена на начало июля в этом году составляла 1,7 долл./кг, что превышает показатель прошлого года в три раза, а 2019 года – в четыре. В это же время персики из Турции поступают по оптовой цене 0,9 долл./кг, а в Таджикистане и Грузии цена ниже, чем в Узбекистане в три раза. Соответственно, при таком раскладе узбекские фрукты не выдерживают ценовой конкуренции и поступают на экспорт в минимальных объемах.


В прошлом году Узбекистан продал за рубеж более 85 тысяч тонн персиков, что превысило показатели продаж абрикосов и черешни. Большие партии фруктов отправлялись в Россию, Беларусь, Таджикистан, Афганистан. В этом году такого рекордного объема продаж вряд ли получится достигнуть.


Разгар сезона сбора и продажи персиков приходится на июль, но первая декада месяца уже прошла, и эксперты вынуждены констатировать, что активность отгрузок на экспорт остается очень низкой.


Стоит напомнить, что за последние три года узбекские производители персиков расширили производственные площади и увеличили объем внешних продаж в два раза, самый высокий показатель составлял почти 86 тысяч тонн. В 2020 году Узбекистан вошел в пятерку лидеров по объему продаж. На сегодняшний день можно сказать, что неудачный старт сезона не обещает более активного развития, поэтому рассчитывать на достижение показателей объема продаж прошлого года бессмысленно. Дальнейшая динамика экспорта персиков будет зависеть от цен на внутреннем рынке Узбекистана.