Перейти к основному содержанию

Сложности в организации ягодной фермы

Сложности в организации ягодной фермы

Принято считать, что высокая доходность и продуктивность сельскохозяйственного бизнеса основана на освоении больших территорий. На самом деле при правильном подходе добиться высокого урожая можно и на небольшой плантации. Для этого нужно знать тонкости подбора саженцев и приемов агротехнического возделывания. Именно на таких понятиях основана деятельность предприятия КФХ Коткова, опыт которого был опубликован еще в 2020 году в журнале «Ягоды России».


Неоправданные ожидания и реальный опыт


Елена Коткова детально описала каждый шаг запуска своего с/х бизнеса по посадке и реализации малины, основанного в 2015 году.


Выбор саженцев


Обилие предложений и питомников на деле не предоставляет реального выбора посадочного материала. Так, глава КФХ предупреждает начинающих садоводов, что большинство производителей предлагает выбирать саженцы по картинкам и консультациям, не предоставляя доступа к реальным посадкам. Чтобы не иметь проблем при покупке, необходимо обладать знаниями в агротехнике, а также иметь возможность попробовать на вкус предлагаемые сорта. В конкретном случае Елена Коткова остановила свой выбор на сорте «Карамелька», который ей все же удалось попробовать в одном из питомников.


Уход за саженцами


После высадки на своей территории необходимо тщательно продумать систему агротехнического ухода за саженцами. Заверения продавцов об устойчивости их посадочного материала к вредителям и болезням в большинстве своем не соответствуют реальности. Так, в первый год посадки Коткова потеряла все насаждения всего за 1,5 дня, а затем несколько сезонов подбирала правильную технику защиты растений, которые бы максимально могли оградить их от большинства вредителей.


Борьба за урожайность


Многие производители указывают максимальные критерии урожайности, вплоть до 20 т/га. Добиться таких результатов в настоящем садоводстве практически нереально, особенно если делать акцент на безопасности продукции. Так, в условиях своей плантации Коткова добилась высоты кустов 180-190 см (при стандартных параметрах всего 160 см) с наличием завязей 70-100 шт. на кусте. Но в итоге удалось получить лишь 7 т/га. Глава КФХ предупреждает, что необходимо требовать от производителя реальные данные – добиваться демонстрации посадочного материала, а также качества и количества приносимого им урожая.


Сбыт продукции


На самом деле ритейл или сбыт урожая через сетевые магазины не способен оправдать высоких ожиданий. Так, местные и федеральные сети способны закупать лишь небольшой объем ягод, в связи с неготовностью реализовывать свежие ягоды большими партиями. Поэтому более эффективными становятся собственные прямые продажи.


Продажа через социальные сети


Для КФХ Коткова наиболее прибыльным вариантом реализации продукции стала возможность продажи через социальные сети. Для этого предприятие принимает предварительные заказы с последующей передачей расфасованной продукции покупателям в пункте выдачи. В качестве минимального объема заявлена тара в 2,5 и 5,5 кг. Прямо с полей малина формуется в контейнеры по 250-500 г при условии очень жесткого контроля качества. Затем готовые заказы грузятся в машину и отправляются покупателям.


Одной из главных трудностей КФХ Коткова является невозможность отправки больших партий ягод в связи с ограниченной вместимостью машины в 300 кг. Поэтому заказы оформляются со сроком ожидания в 7-10 дней. Однако эта проблема будет решена в ближайшем будущем. Ведь вырастить качественную ягоду намного сложнее, чем в последствие ее реализовать, подытожила Елена Коткова.