Перейти к основному содержанию

Россияне стали больше покупать вина отечественного производства

Россияне стали больше покупать вина отечественного производства

В последнее время россияне проявляют больший интерес к винам отечественного производства. Во-первых, это обусловлено закрытием границ из-за пандемии – россияне стали чаще проводить отпуска в Крыму и других южных регионах страны, соответственно, увеличился спрос на местное вино. За последнюю четверть века доля российского вина на прилавках магазинов и супермаркетов выросла до 65%, ранее на его долю приходилось лишь 25%.


Спрос рождает предложение, так в первом квартале текущего года на 6% увеличился выпуск игристых и ликерных вин. В то же время увеличился объем производства вина в Крыму на 30%, в Ставропольском крае на 38%. Общий объем розничной продажи российских и импортных вин с января по март в денежном эквиваленте составил 12,03 млн, что составляет 99,4% от уровня первого квартала прошлого года. Игристых и шампанских вин было продано с перевесом в 109,2% в сравнении с тем же периодом прошлого года.


Такой рост производства и продаж, по мнению Минсельхоза РФ, произошел благодаря действию нового закона о виноградарстве и виноделии. Закон запрещает использовать импортный виноматериал при производстве отечественных вин. Были выделены средства в сумме 7,5 млрд рублей на закладку виноградников. В период с 2017 по 2020 год увеличиваются площади, отведенные под новые виноградники – в среднем на 7 тыс. гектаров ежегодно. К тому же производители, которые используют при производстве вин местный виноград, имеют право на налоговые вычеты. Это существенно стимулирует рост закладки новых виноградников.


Оценивая долю российского вина на полках магазинов, эксперты пришли к выводу, что в настоящее время в продаже преобладают российские вина – они составляют 60% от общей массы, представленных вин. Отечественные вина производятся исключительно из винограда, выращенного в России.


В свою очередь, значительно снизился импорт виноматериалов в Россию, в 2020 году ввезли на 25 млн литров меньше, чем в предыдущие годы. В последнее время со стороны государства ведется работа по продвижению российских вин. Если раньше продукция отечественного производства находилась в дешевом сегменте, то сейчас ее качество не уступает импортным винам среднего сегмента. Российское вино заметно оттесняет конкурентов, так как потребитель все больше проявляет лояльность к местной продукции.


Также увеличение потребления российских вин становится ощутимей в кризисные моменты. В конце 90-х из-за ослабления российского рубля импортные вина подорожали в несколько раз, что сыграло на руку местным производителям. В 2006 году после запрета на ввоз молдавских и грузинских вин, доля продаж российских вин значительно увеличилась. С приходом пандемии и закрытием границ продукция местного производства вновь обрела популярность. Сейчас стало больше приезжать туристов в Сочи и Ялту, люди научились культуре питья и стали лучше разбираться в винах. Многие поняли, что качественное вино от местных виноделов не уступает хорошим импортным напиткам, но его стоимость значительно ниже.


Российские виноградари рассчитывают на успех своего бизнеса, но так как Закон о виноградарстве вступил в силу меньше года назад, делать выводы сложно. На закладку новых виноградников требуется время. Закон запрещает высаживать ввезенные саженцы. К счастью, в апреле была внесена поправка о том, что в переходный период можно воспользоваться импортным материалом.