Несмотря на сложившуюся кризисную ситуацию из-за пандемии в стране и снижения доходов населения, российские потребители заинтересованы в приобретении нишевых продуктов, в особенности — голубики. Это, согласно аналитической информации EastFruit, подтверждает рост импорта ягод, а также увеличение объемов внутреннего производства.
Темпы роста
В прошлом году в Россию было отгружено порядка 7,6 тыс. тонн ягоды на общую сумму $55,9 млн. Увеличение объема импорта составляет 65% к показателям 2019 года. И это несмотря на то, что голубика признается самой дорогостоящей ягодой на рынке. По словам Андрея Ярмака – экономиста инвестиционного департамента Продовольственной и с/х организации ООН, такой рост связан с усиливающейся популярностью в стране ЗОЖ. К тому же, российские потребители хорошо знакомы с лесной черникой, которая является ближайшим родственником голубики.
Несмотря на значительный прирост желающих приобрести «трендовую» ягоду, на одного жителя России приходится всего 70 г в год. В странах ЕС и США этот показатель в десятки раз выше. Экономист уверяет, что перспективы дальнейшего развития голубики на отечественном рынке высоки, и на этом не сможет сказаться даже экономический кризис.
Согласно результатам мониторинга оптовых цен, проводимого EastFruit, развитие внутреннего производства позволяет рассмотреть снижение стоимости ягоды. На данный момент закупочная цена даже в сезон сбора урожая, приходящийся на июль и август, значительно превышает цены закупок в соседних государствах, таких как Польша, Украина и Белоруссия (в среднем в 1,5-2 раза).
Перспективы развития
Российские производители все больше засматриваются на голубику, что подтверждается в исследовании Fruit-Inform. Аналитическое агентство проводило анализ рынка голубики высокорослой в Восточной Европе, где были перечислены наиболее востребованные сорта, объемы площадей, занятых под плантации голубики, производственные перспективы, а также прогнозы импорта и экспорта в странах Украины, Белоруссии и России на период 5-ти ближайших лет.
Но в данный момент все же внутренние поставки не способны удовлетворить все повышающийся спрос. В сезон можно встретить продукцию из:
- Сербии;
- Украины – специализирующейся на реэкспорте;
- Белоруссии – удвоившей поставки в Россию за прошедший год;
- Грузии – стремительно наращивающей темпы поставок.
Главными же поставщиками дорогостоящих сортов остаются Чили, Перу и Марокко. Поставляемая ими ягода обеспечивает 70% всего объема на российских рынках.