Перейти к основному содержанию

Производство жимолости в России – перспективное направление

Производство жимолости в России – перспективное направление

Журнал «Ягоды России» впервые опубликовал статью на тему производства жимолости в своем первом номере за 2020 год. Публикация составлялась под руководством специалистов из Ассоциации производителей жимолости. И вот, что отсюда можно почерпнуть об этой интересной культуре.


История окультуривания жимолости


Жимолость – это культура, которую россияне вправе считать национальной. Дикорастущая ягода имеет обширную географию – она растет в разных регионах нашей страны. Ее окультуривание началось в России еще в XIX веке – первый опыт выращивания был описан Т.Мауритцом в 1896 году. Съедобной жимолость была признана русскими землепроходцами Владимиром Атласовым и Степаном Крашенинниковым.


В ХХ веке началась работа над созданием новых селекций и расселением ягоды по разным климатическим зонам страны. Ученые и садоводы наблюдали за молодыми посадками в разных почвенно-климатических условиях – проводили испытания на сотнях сортов. Но до сих пор жимолость не выращивали в промышленных масштабах.


Промышленное садоводство в России


В настоящее время площади насаждений жимолости в нашей стране ежегодно увеличиваются. Из них почти 80% приходится на Западно-Сибирский регион РФ.


Чтобы заниматься выращиванием ягодных культур в промышленных масштабах, важно предварительно изучить потребительский спрос на рынке страны. Так вот, 50% потребления приходится на замороженную ягоду и лишь 20% составляет свежая жимолость. На продукты переработки (варенья, соки и нектары) приходится 30%. Сюда же относятся необычные деликатесы из ягод, но их предлагают единичные производители.


Что касается цен на свежую ягоду, то они заметно разнятся в зависимости от региона. В Центральном регионе они выше, в Западно-Сибирском жимолость стоит на порядок дешевле. Это обусловлено тем, что население Центрального региона имеет более высокую покупательскую способность, особенно это касается Москвы. В Сибири большие территории заняты под посадки жимолости, соответственно, ее стоимость ниже.


В 2019 году произошло историческое событие – российские производители из разных регионов страны решили создать некоммерческую организацию «Ассоциацию производителей жимолости». Этот проект поможет фермерам получать полезную информацию и эффективно развивать производство этой культуры в стране.


Планы на будущее


Каждый производитель в первую очередь должен ориентироваться в ценах, учитывая требования к качеству плодов. Увеличение производственных площадей приводит к росту объема производства, следовательно, снижается оптовая цена. Поэтому, планируя ягодный бизнес, все же следует придерживаться оптимальной цены. На сегодня, по мнению экспертов, это $1,5 за кг.


Если говорить о качестве выращиваемого продукта, то тут важно понимать, как она будет использоваться в дальнейшем: в свежем виде, замораживаться или перерабатываться. Кроме того, качество плодов зависит от сорта. В зависимости от него выбирается способ сбора урожая, его переработки и срок хранения. Для разумного ведения хозяйства лучше всего использовать сорта с разными сроками созревания. Отечественные сорта – раннего и среднего срока. При этом раннеспелая жимолость имеет тенденцию повторно зацветать осенью, что сокращает ее урожайность. Стоит обратить внимание и на сорта позднего созревания, выведенные в США. Так, очень хорошими показателями отличается коллекция Боба Борса.


Посадочный материал


Когда речь идет о жимолости, то здесь особе внимание нужно уделить посадочному материалу. Стоит отметить, что в России этот сегмент рынка развит неплохо, но он больше заточен под садоводов-любителей. А вот для промышленных посадок производителям приходится обращаться к зарубежным поставщикам. Средняя цена саженца в питомниках – не выше 1 евро. Приобретать материал следует с закрытой корневой системой.


Рынок сбыта


На данный момент рынок жимолости в России еще находится на стадии формирования. Но эта страна наиболее благоприятна для развития данного бизнеса. На территории РФ находятся региональные зоны, где эта культура пользуется особым спросом: Западная Сибирь и Дальний Восток – там, где население уже хорошо знакомо с культурой.


Также при планировании ягодного бизнеса не стоит руководствоваться принципами торговли голубикой – это совершенно разные культуры. На данный момент успешные продажи жимолости скорее необходимо осуществлять на рынке, а не через супермаркеты.