Перейти к основному содержанию

Падение спроса на черешню в Украине

Падение спроса на черешню в Украине

Непростая ситуация сейчас сложилась в Украине на внутреннем рынке черешни, в этом сезоне предложение сильно превышает спрос. Производители ожидали повторения прошлогоднего сценария, когда стоимость черешни держалась на уровне 1,46 долл./кг. Но производители опустили цены до минимума и вынуждены работать себе в убыток. Эксперты попытались разобраться, в чем же причина такого развития событий.


Факторы, влияющие на покупательский спрос


Экономика всего мира сильно пошатнулась в связи с пандемией, а главные участники процесса – люди, второй год вынуждены жить в состоянии неопределенности. Опасения за будущий доход научили их не тратить средства на второстепенные товары. Потребители готовы покупать традиционные овощи и недорогие круглогодичные фрукты, нежели баловать себя сезонными по более высокой цене. Стратегический запас картофеля и моркови для многих гораздо важнее, чем черешня.


Для Украины актуальна причина сокращения численности населения. В связи с обострившейся политической ситуацией в последние годы часть трудоспособного населения уехала из страны. Отделение Крыма и части Донбасса в результате масштабного гражданского конфликта тоже сказалось на внутреннем рынке, т.к. эти регионы потребляли большую часть от общего объема производимой черешни.


Ситуация с черешней «бьет по карману» производителя


Несмотря на низкий покупательский спрос, перекупщики не торопятся еще больше снижать цену на продукцию. Они надеются не потерять свою долю прибыли, т.к. после снижения поднять цену до прежнего уровня уже невозможно.


Наиболее пострадавшей стороной в материальном плане в этой ситуации являются производители. Фермеры сдают выращенную продукцию по минимальной цене, работая в убыток, а перекупщики в свою очередь повышают цену вдвое, покрывая расходы на транспортировку и хранение. В прошлом году садоводы реализовывали черешню по 1,46 долл./кг, а в этом цена упала более чем в половину, поэтому работать на внутреннем рынке стало не выгодно.


Выход на экспорт спасет черешневый бизнес


Большие надежды производители возлагают на экспортную торговлю. В этом году из-за холодной и дождливой погоды весной первый урожай черешни немного запоздал, да и качество товара гораздо хуже, чем обычно. Зато более поздние сорта крупноплодной черешни обещают быть высокого качества, и фермеры рассчитывают сосредоточиться на экспорте. Это позволит немного разгрузить затоваренный внутренний рынок и заработать на реализации товара за рубежом.


Небольшие хозяйства, которые смогли сохранить свою продукцию после весенней непогоды, будут реализовывать ее внутри страны. Крупные производители качественной ягоды должны осваивать рынки сбыта за пределами Украины. У них появились реальные возможности конкурировать с поставщиками из Италии и Франции, поскольку в этих странах погода тоже нанесла ущерб урожаю черешни и снизила ее качество.


Основные ставки эксперты делают на интенсивное садоводство, потому что предлагать на экспорт и реализовывать по высокой цене можно только качественную ягоду.