Ежегодные исследования рынка свежей фруктово-овощной продукции на территории России показали, что с 2018 года наблюдается тенденция сокращения розничных продаж свежих фруктов. Аналитики пытаются выяснить, с чем это связано и какие перспективы у этого бизнеса в следующем году.
Причины падения продаж
Начиная с 2016 года, спрос на рыночные фрукты и овощи в России вырос почти на 200 млрд рублей. Компании-импортеры из стран Ближнего зарубежья и отечественные агрохозяйства постепенно вытеснили с рынка продукцию с приусадебных и дачных участков. Население плавно перешло на потребление привозных фруктов, а доля их потребления за три года выросла более чем на 18%. Несмотря на то, что цены на фрукты повышались, тем не менее, они держались на уровне инфляции, и на фоне постепенного падения доходов населения стоимость фруктов оставалась доступной.
Такая ситуация наблюдалась вплоть до 2018 года, а к 2019 году наметился небольшой спад покупательской способности. Не самый благоприятный год для бахчевых культур сыграл свою роль в совокупном объеме розничных продаж. Сравнительно низкий урожай дынь и арбузов привел к повышению цен, что отразилось на общей картине рынка.
В 2020 году тенденция снижения объема продаж стала еще более заметной, и это объясняется кризисом, связанным с пандемией короновируса. За прошлый год розничная торговля фруктов в России сократилась на 6,5%, что составляет более 5 млн тонн продукции. Дисбаланс между возросшими ценами и снизившимся доходом людей стал более выраженным. В 2020 году средняя розничная цена на фрукты выросла на 18% по сравнению с предыдущим годом, в то время как реальный доход населения снизился на 8%. Если кризисная ситуация затянется, то агробизнесу снова придется конкурировать с приусадебными хозяйствами и частным сектором.
Динамика роста розничной продажи фруктов
Несмотря на то, что в 2021 году продажи фруктов сократятся еще на 1,6%, все же аналитики склонны прогнозировать благоприятный исход коронокризиса. Они считают, что в 2022 году ожидается увеличение объема розничной продажи фруктов в России, и уже наблюдается динамика роста. К 2025 году уровень реализации будет составлять почти 5,5 млн тонн, но эта цифра еще далека до показателей 2018 года.
Выращивание продукции в частных хозяйствах, сезонный сбор урожая в садах отечественных производителей и нехватка плодохранилищ по всей стране – все эти факторы все же будут тормозить рост продаж фруктов в России в ближайшие годы.