В Молдове выращивание земляники садовой является узкоспециализированным направлением агробизнеса. То есть ее производство не подкреплено возможностью компенсирования рисков, через сбыт сопутствующих культур (столового винограда, овощей). В большинстве своем производители даже не совмещают выращивание земляники в закрытом и открытом грунте, предпочитая тепличный вариант. В итоге глобальные проблемы, вызванные политическими или природными факторами, приводят к низкой рентабельности или вовсе к убыткам.
Негативные факторы 2021
В текущем сезоне молдавские производители выведут свою продукцию на рынки позже, чем в прошлом году. А общий список проблем фермеров, складывается из ряда причин:
- похолодание. Главный фактор, который отсрочил сбор урожая. Особенно в сравнении с прошлогодней аномальной засухой, способствующей старту продаж местной ягоды уже в середине апреля;
- рост цен на удобрения и пестициды. При росте расходов наблюдается уменьшение конкурентоспособности по сравнению с альтернативной импортной продукцией;
- поставки импортной ягоды по низким ценам. Розничная стоимость импортной земляники садовой на молдавских рынках вдвое ниже показателей прошлого года ($5,71…6,28), да и оптовая стоимость снизилась почти на 30% ($4…4,2);
- рост числа инфицированных коронавирусом. В марте текущего года в Молдове количество зараженных Covid-19 бьет все рекорды. В связи с чем, все вероятнее введение жесткого локдауна. Теоритически это может послужить и выгодой для местных производителей, при условии закладывания «политических рисков» в оптовую стоимость импортерами;
- возможный наплыв контрабандной земляники. В прошлом году проблемы с трансграничной логистикой значительно притормозили количество поставок контрабандной ягоды. В итоге местные производители смогли максимально сбыть собранный в кризисное время урожай, к тому же с наценкой в 10-30%. В этом году такого барьера перед контрабандистами может и не быть.
Спасение прошлого года заключалось в быстром переориентировании молдавских производителей земляники садовой в режим «онлайн» и возможности поставки продукции «на дом». Такой подход может стать спасением для многих поставщиков и в 2021 году.