Недавно прошла национальная онлайн-конференция «Абрикосовый бизнес Таджикистана: эффективность производства, переработки и маркетинга». Это мероприятие было организовано международным проектом EastFruit при поддержке Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) на платформе Sapienza.media. Здесь поднималось много насущных вопросов. Выступали агротехники, экономисты, маркетологи и другие специалисты, представители разных стран. Свое мнение по развитию агротуризма в Таджикистане высказал Александр Коваль – специалист по развитию агротуризма в Украине.
Коваль приводил в пример европейские государства со своими аграрными особенностями, которые привлекают туристов во время цветения популярных региональных культур. Япония становится наиболее привлекательной для туристов во время цветения сакуры, а французский Прованс – в период цветения лавандовых полей. Голландия славится тюльпанами. Таджикистан же привлекателен для туристов во время цветения абрикоса, это и может стать перспективным бизнесом. Безусловно, в непростые времена пандемии имеются ограничения, но речь идет о будущих возможностях, когда в этот бизнес будут вовлечены туроператоры, экскурсоводы, фермеры и местные активисты.
В качестве примера спикер привел опыт своей страны, как в Закарпатье развивается гастрономический туризм, где за основу взята переработка местных продуктов: ягод, фруктов, винограда, молока. Туристы могут продегустировать продукты переработки: сыры, вино, мед, а также дать оценку качеству воздуха в разных закарпатских регионах, попробовать дикорастущие ягоды и грибы.
Также Александр отметил, что следует исходить из сложившихся вокруг стран Азии стереотипов, чтобы правильно формировать представление о пожеланиях туристов из Европы – что они планируют увидеть, попробовать и купить. Необходимо понять, кто может стать целевой аудиторией, вычислить их примерное географическое положение. Из опыта, это обычно туристы, проживающие в радиусе 300-500 км.
Чего туристы ждут от таких экскурсий? Однозначно новых эмоций, впечатлений и опыта. Цветущие абрикосовые деревья – это красиво. Традиции региона, процесс выращивания, сорта абрикосов и переработки – все это новые знания. Туристам необходимо обо всем рассказывать. В свою очередь, они готовы платить за это деньги.
Также эксперт напомнил, что во время пандемии можно увеличить количество туристов из Таджикистана. В то время, когда ограничен выезд из страны, стоит развивать своего рода уикенд-туры у себя на родине, и тогда многие с интересом откроют для себя что-то новое. «Люди едут к людям. Прежде всего, носители бренда – это местные жители. Ваша цель – развитие бренда, вашего бизнеса, вашего хозяйства, вашего региона…» — подытожил Александр Коваль.