В Молдове встал вопрос о необходимости пересмотра процедуры сортоиспытания. По словам представителей плодоводческих ассоциаций, поддерживаемых крупнейшими сельхозпроизводителями, госсистема в настоящем виде изжила себя и требует модернизации. Основным аргументом приводится быстрое изменение мирового рынка и «моды» на конкретные сорта плодоовощной продукции. Смена наиболее востребованных сортов происходит за 5-7 лет, в то время как практические испытания новых ягод и фруктов в Молдове длятся 3-4 года. В итоге молдавские аграрии проигрывают на мировой арене.
Долгое внесение изменений
Каталог наиболее востребованных сортов, действующий на территории Евросоюза, еще в 2018 году должен был быть узаконен и признан на национальном уровне. Но в ведомственных нормативных актах такие изменения так и не были вписаны, что не позволяет применять сорта из каталога на практике. Например, Национальный фонд развития с/х и села не внес поправки в регламент распределения субсидий, из-за чего молдавские аграрии либо отказываются вовсе от закладки участков под новые сорта, либо идут на ухищрения. Одним из способов обойти ограничения является применение импортированного посадочного материала новых сортов и оформление его под названиями растений, разрешенных для выращивания в стране.
В действующей нормативной базе прописана возможность ввоза новых сортов из внутренних и внешних питомников, а также их временная регистрация. Но при этом действуют жесткие ограничения по количеству неавторизованных сортов. Так, можно использовать посадочный материал только для закладки на территории в 5 га. В итоге производители сначала проходят длительное оформление новых сортов закупаемых саженцев, испытывая множественные бюрократические сложности, а затем, обременяя себя многочисленными агротехническими и экономическими рисками, еще и не могут получить компенсацию из госфонда.
Таких примеров не мало. Так в 2020 году садоводы уже получили отказы на получение субсидии на расходы по выращиванию персиков плоских (инжирных). Аргументом уполномоченных ведомств послужило отсутствие данного сорта в действующем госреестре. Еще одним примером недостаточного взаимодействия между госсистемой и ассоциациями плодоводов выступает отказ от внесения в госреестр 3-х сортов бессемянного столового винограда. И это несмотря на то, что селекционеры уже много лет тестируют их на своих плантациях и успешно доказали перспективность производства и реализации.