Перейти к основному содержанию

Грядущие изменения среди лидеров по поставкам голубики

Грядущие изменения среди лидеров по поставкам голубики

На днях прошел вебинар на тему «Ягодный прогноз’21. Новый сезон – новые проблемы?», который был организован силами проекта «АПК-Информ: овощи и фрукты», агентством, освещающим новости агромира Sapienza и международной медиа платформой EastFruit. На вебинаре своим мнением поделился Андрей Ярмак, занимающий должность экономиста в департаменте инвестиций Продовольственной и с/х организации ООН.


Анализ рынка голубики


По словам Андрея Ярмака, в Субсахарской Африке сложилась наиболее экономически целесообразная ситуация для возделывания голубики. Среди основных преимуществ он выделил:



  • большое разнообразие доступных и дешевых земельных наделов;

  • высококачественные водные ресурсы, которые можно использовать для орошения плантаций;

  • оптимальные климатические условия;

  • наличие недорогой рабочей силы (количество трудоспособного населения выше европейских и украинских показателей в 2 раза);

  • возможность наиболее оперативных и менее затратных отгрузок в Азию и страны Ближнего Востока.


Последний пункт является основополагающим в вопросе конкуренции со странами Латинской Америки. В данный момент союз латиноамериканских производителей является устойчивым монополистом по объемам поставок голубики. Но африканские экспортеры вскоре смогут составить им достойную конкуренцию. Поэтому, Андрей Ярмак предупреждает, что Латинской Америке пора всерьез задуматься о намечающейся борьбе в производстве и отгрузках ягоды.


Рассматривая стратегическое планирование бизнеса, стоит отметить, что голубика является крайне пластичной и гибкой ягодой для выращивания в разных условиях. Даже в ОАЭ при создании определенных условий удается получать значительные объемы качественного урожая. Хотя в Эмиратах климатические условия более чем жесткие.


Ситуация в Украине


Андрей Ярмак утверждает, что, несмотря на идеальные климатические условия и плодородную почву для возделывания голубики, Украина не сможет стать серьезным конкурентом среди экспортных лидеров данной культуры. Ситуацию усугубляют и проблемы с привлечением рабочей силы. К сожалению, страна имеет низкий потенциал продуктивности возделывания голубики, поэтому не может похвастаться конкурентными преимуществами. Конечно, некоторого влияния все же можно достичь, применяя систему продуманного маркетинга, делая упор на качество продукции и объединение бизнеса. По словам Андрея Ярмака, таким образом можно будет рассчитывать на максимально возможную стоимость.


Украине стоит особенно внимательно отнестись к другим, более традиционным видам ягод. Выращивание смородины (в особенности десертных сортов) и малины может привести к хорошим результатам, так как их потенциал не до конца раскрыт. При этом, по словам Андрея Ярмака, при выборе производственной ниши необходимо ориентироваться на потребительские предпочтения.


Отдельно Ярмак отметил, что будущее голубики в онлайн-продажах и считать, что супермаркеты смогут составить конкуренцию, крайне не верно. А все из-за отношения сетевых магазинов к работе с плодоовощной и ягодной продукцией. Если ситуация не изменится в ближайшее время, то еще 3-4 года и основной объем продаж голубики уйдет в Сеть.